Введите ПИН-код

Разработка бизнес-плана

Сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес-плана. Важно учитывать, кто является потребителем бизнес-плана, так как в каждом конкретном случае необходимо выделить именно те моменты, которые хочет увидеть потребитель. Если это банк, предоставляющий кредит, то в бизнес-плане необходимо выделить, насколько баланс предприятия будет ликвиден, каковы потоки движения денежных средств и показатели финансовой зависимости.

Рассмотрим более детально, как должен выглядеть бизнес-план, предоставляемый в кредитные организации.

Структура бизнес-плана

В принципе, статьи бизнес-плана различных проектов мало отличаются друг от друга. Структура бизнес-плана должна выглядеть следующим образом:

1) краткое описание бизнеса;
2) описание предприятия и анализ его финансового состояния;
3) описание планируемой к производству продукции (приобретаемых фондов, технологии);
4) анализ рынка;
5) производственный план;
6) маркетинговый план;
7) финансовый план;
8) организационный план;
9) резюме бизнес-плана;
10) приложения.

Отметим, что разработка бизнес-плана ни в коем случае не должна носить формальный характер.

Краткое описание бизнеса

Краткое описание планируемого бизнеса является одной из наиболее важных частей бизнес-плана. Оно должно быть составлено таким образом, чтобы банк был заинтересован продолжить более детальное знакомство с предприятием, желающим получить кредит. Резюме должно быть построено таким образом, чтобы банк мог получить информацию по таким вопросам, как:

  • показатели прибыли на полученные денежные средства;
  • спрос на новую продукцию;
  • конкурентные преимущества для достижения поставленных целей;
  • меры по профилактике и нейтрализации рисков;
  • программа страхования от рисков;
  • обоснование потребности в кредитовании;
  • желаемые условия кредитования.

Документ должен содержать следующую основную информацию:

  • краткое описание компании, продукции и рынков, на котором работает компания;
  • краткую характеристику руководства компании;
  • краткую характеристику основных финансовых показателей компании за последние 2 года;
  • краткое описание стратегии развития, инвестиционного проекта, рисков;
  • прогноз финансового развития на 3 - 5 лет.

>>наверх

Описание предприятия и его финансового состояния

Описание компании включает следующее:

  • год создания;
  • юридический статус;
  • описание деятельности и пр.

Для того чтобы банк имел представление о финансовом состоянии предприятия, представляются отчеты этой компании за последние 2 года и на последнюю отчетную дату, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. В приложениях к отчетам раскрываются принципы отражения операций: начисления износа, оценки запасов и т.д. Для банка принципиальным моментом при рассмотрении бизнес-плана предприятия является его платежеспособность , т.е. реальная возможность вернуть кредит. При этом источником погашения кредита может служить, в основном, прибыль предприятия. Соответственно, если прибыли от уже существующего бизнеса нет, получить кредит будет весьма проблематично.

На основе представленных отчетов анализируется финансовое состояние компании в динамике:

  • ликвидность;
  • финансовая зависимость и платежеспособность;
  • прибыльность;
  • рентабельность;
  • оборачиваемости ресурсов.

Необходимо помнить, что для банка важно текущее состояние и наличие ликвидного имущества под залог получения кредита. При этом, ликвидного имущества под залог должно быть в 1,3 раза больше в денежном выражении, чем сумма кредита.

Только после тщательного исследования финансового состояния компании можно принимать окончательное решение о кредитовании. В принципе, сам инвестиционный проект может быть очень интересным и рентабельным, но если компания, предполагающая реализовать его, находится в тяжелом финансовом положении, банк вряд ли будет рисковать, кредитуя данный проект.

>>наверх

Описание планируемой к производству продукции

В этом разделе бизнес-плана описываются продукты и (или) услуги, которые компания представляет на рынке сегодня и планирует предложить в будущем. Необходимая техническая документация о новом продукте (приобретаемом оборудовании) представляется в приложении к бизнес-плану.

>>наверх

Анализ рынка


В данном разделе должны быть отражены состояние спроса и предложения на планируемую к производству продукции, объем производства, значение данного производства (строительства) для региона (страны), определение собственной доли рынка, потенциальные конкуренты.

>>наверх

Производственный план

В производственном плане должна быть указана готовность реализации проекта: наличие квалифицированных кадров (команды), которые будут работать на новом оборудовании (технологии), сертификация продукции (возможность ее получения), наличие подготовленной производственной площади с инженерным оборудованием (теплом, электричеством, водой, подъездными путями, подъемно-транспортными механизмами и т.п.). В производственном плане описываются:

  • программа производства и реализации продукции;
  • влияние полученных средств от банка на объемы производства;
  • действующая на предприятии технология производства и влияние внедрения новых технологий на объемы производства;
  • анализ основных средств (первоначальная, остаточная стоимость, форма и норма амортизационных отчислений), их поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг), поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены;
  • потенциальные альтернативные источники снабжения сырьем и материалами в случае возникновения проблем у партнеров предприятия.

>>наверх

План по трудовым ресурсам

В этом разделе описывается:

  • система управления персоналом на предприятии;
  • управленческий учет на предприятии;
  • необходимость и форма привлечения новых работников;
  • необходимость обучения;
  • создание новых рабочих мест;
  • штатное расписание.

>>наверх

Маркетинговый план

Данный раздел предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

  • изучение и оценка конечных потребителей;
  • определение спроса на продукцию;
  • анализ сегмента рынка планируемой к производству продукции, прогноз его развития;
  • планируемая рекламная кампания;
  • возможность послепродажного обслуживания и сервиса и др.

Особый интерес в данном разделе для банка представляют предварительные договоры сбыта продукции и наличие собственной сбытовой сети, что существенно уменьшает маркетинговый риск.

>>наверх


Финансовый план

Финансовый план – один из важнейших разделов бизнес-плана, который дает ответ на вопрос: стоит ли кредитовать этот проект или нет. В нем рассматриваются следующие показатели:

  • объем финансирования проекта;
  • финансовые результаты реализации проекта: выручка, издержки производства;
  • движение денежных средств (основополагающим условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока);
  • эффективность инвестиционного проекта по показателям срока окупаемости, индекса рентабельности, бюджетной эффективности.

Срок окупаемости - время с начала реализации проекта до момента, когда разность между дисконтируемой накопленной суммой чистой прибыли и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.

Во всех расчетах в обязательном порядке проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта.

Если бизнес-план интересный и явно видно, что будет хорошая доходность, однако текущее финансовое состояние предприятия оставляет «желать лучшего», то необходимо сразу искать гаранта (юридическое или физическое лицо), которое могло бы поручиться за получателя кредита и в случае неудачи реализации проекта вернуть банку кредит с процентами. Без гаранта бизнес-план нерентабельного предприятия, как правило, не рассматриваются. Можно сразу экономить и свое время и банка.

>>наверх

Организационный план

Организационный план представляет собой план по организации деятельности предприятия, в котором указываются статус, размер уставного капитала, состав организации, распределение долей, форма собственности претендента, члены совета директоров и т. д.

>>наверх

Резюме проекта


В резюме проекта показываются основные цели проекта и средства их достижения. Необходимо кратко показать выгодность проекта, его сильные стороны и воздействие на экономику города, региона или страны, влияние на решение социальных вопросов. Подчеркиваются основные финансовые показатели, подтверждающие рентабельность проекта.

>>наверх

Приложения


В качестве приложений представляется отчетная документация предприятия, проектно-сметная и исходно-разрешительная документация, конструкторские и научно-исследовательские разработки, договора и протоколы о намерениях, которые в перспективе будут способствовать реализации проекта и т. д.

Для самостоятельной подготовки бизнес-плана целесообразно использовать программные продукты, такие как Project Expert, Альт Инвест и другие.

Кроме того, подготовить бизнес-план для вас смогут специалисты аудиторских и консалтинговых фирм.

>>наверх