Введите ПИН-код

Энергосбережение

Основные проблемы энергосбережения и рекомендации по направлениям деятельности

1. Направления деятельности
2. Основные посылы
3. Основные проблемы
4. Рекомендации по направлениям деятельности

1. Направления деятельности

1. Проведение регулярного мониторинга и оценка эффективности использования ресурсов в отраслях экономики Республики Татарстан, разработка системы показателей по энергоресурсосбережению для мониторинга и анализа Программы энергоресурсоэффективности в Республике Татарстан на 2006 – 2010 гг.

2. Энергоаудит, разработка и реализация энергоресурсосберегающих мероприятий на промышленных предприятиях, ЖКХ и в бюджетной сфере.

3. Анализ надежности систем электроснабжения и диагностика основного электротехнического оборудования.

4. Выдача заключений о продлении сроков работы оборудования, отработавшего парковый ресурс

5. Экспертиза энергоресурсосберегающих проектов и Программ госбюджетных ведомств, районов и городов.
Разработка законодательно-правовых и нормативно–технических документов, регламентирующих работу в области энергосбережения в бюджетной сфере.

6. Разработка отраслевых и региональных программ, проектов, направленных на повышение эффективности использования энергетических и материальных ресурсов.

7. Подготовка нормативно-распорядительных документов, проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, техническая реализация механизмов, реализующих сбор оперативных данных.

8. Финансово-экономическое обоснование энергоресурсосберегающих проектов.

9. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

10. Разработка и создание базы данных об энергетических установках теплоснабжения, тепловых сетях, сооружениях и других энергетических объектах теплоснабжения Республики Татарстан.

11. Разработка бизнес-планов проектов повышения эффективности использования ресурсов.

12. Проектирование, монтаж, наладка и сдача под ключ АСУЭ промышленных предприятий, обеспечивающих:

  • функции диспетчеризации и управления работой энергетического оборудования;
  • планирование, нормирование и анализ режимов энергопотребления основным и вспомогательным оборудованием и производствами;
  • коммерческий и технический учет и контроль энергопотребления подразделениями и предприятием в целом.

13. Внедрение системы ремонта оборудования по состоянию:

  • мониторинг состояния оборудования и сетей по разработанным Центром методикам;
  • диагностика оборудования и сетей с целью определения остаточного ресурса;
  • оценка рисков недовыпуска продукции от остановки энергетического оборудования;
  • создание базы данных состояния оборудования и сетей;
  • планирование обслуживания и ремонта оборудования и сетей.

14. Проектно-изыскательские работы с разработкой и прохождением всех необходимых согласований и экспертиз проектно-сметной документации на узлы учета природного газа (информационно-измерительные системы учета газа). Работа осуществляется в тесном взаимодействии со специалистами ООО «Таттрансгаз», ЗАО «Татгазинвест», ФГУП ГНМЦ ВНИИР (г. Казань), проектными и монтажными организациями Республики Татарстан.

15. Реализация пилотных проектов по установке приборов учета расхода тепла и воды, обеспечение их исправности путем технического обслуживания, ремонта и поверки.

16. Проектно изыскательские работы, разработка и решение всех вопросов согласования проектно-сметной документации на узлы учета и регулирования расхода тепла и воды.

>>наверх

2. Основные посылы


1. «Малый и средний бизнес является очень гибкой формой хозяйствования, быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда. В сегодняшних условиях он заслуживает самого пристального внимания и поддержки», - сказал Владимир Путин 4 декабря 2008 года.

2. Правительство выстраивает целую цепочку таких действий, которые состоят, как отметил В.Путин, в следующем. «Во-первых, мы существенным образом повышаем поддержку из федерального бюджета, до 10,5 млрд. рублей».

3. Принято решение, дающее право регионам снижать с 15% до 5% налоги по упрощенной системе для малого бизнеса.

4. Продолжают функционировать региональные фонды поддержки малого бизнеса и фонды микрокредитования, выдающие кредиты от 200 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

5. Энергосбережение из популярного лозунга постепенно превращается в насущную необходимость. Дефицит электрических мощностей и рост тарифов на энергоносители, глобальное изменение климата диктуют необходимость кардинального изменения отношения к повышению энергоэффективности.

6. В этот процесс сейчас вовлечены большинство органов власти, все организации и граждане. Столь масштабная задача, в которой задействовано большое количество участников с разнонаправленными интересами, может эффективно решаться в каждом муниципальном образовании, регионе и в целом по России только программными методами с четким разделением решаемых задач для каждого уровня.

7. Находящийся в стадии утверждения новый Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на новом уровне устанавливает правовые основы государственного регулирования в области использования энергетических ресурсов Российской Федерации в части стимулирования эффективного использования невозобновляемых энергетических ресурсов, а также использования возобновляемых энергетических ресурсов и альтернативных источников топлива при производстве продукции общепромышленного и сельскохозяйственного назначения, а также электрической и тепловой энергии.

В Татарстане в настоящее время уже действует и успешно развивается комплексная государственная политика в области энергосбережения, а также стимулируют процесс энергосбережения:

  • рост стоимости энергоресурсов;
  • либерализация рынка электроэнергетики;
  • введение платы за подключение к централизованным системам энергоснабжения, пропорциональной подключаемой мощности;
  • значительная доля среди потребителей частного бизнеса заинтересованного в экономии энергоресурсов;
  • повышение качества и количества приборов учета энергоресурсов, автоматизация процессов энергопотребления;
  • доступность передового зарубежного опыта, оборудования и технологий, повышение качества продукции российских производителей.

>>наверх

3. Основные проблемы

Попытки организации системного подхода и организованного процесса энергосбережения через разработку федеральных целевых программ (ФЦП) не позволили получить сколько-нибудь значимых результатов в России по следующим причинам.

1. В большинстве программ программно-целевой метод излагается формально, так же формально он используется в самих программах.

2. Энергосбережение состоит из огромного множества технических, экономических и организационных мероприятий, привязанных к конкретным условиям и взаимоувязанных между собой, поэтому их практическая реализация была возможна только на уровне субъектов. Именно отсутствие качественных Программ для субъектов предопределяло до настоящего времени неудачу при реализации Программ федерального уровня.

3. На Федеральном уровне не была создана эффективная система управления. Уполномоченным органом за надзор в области энергосбережении по Федеральному закону от 03.04.1996 №28-ФЗ был Энергонадзор, но реализовывать функции управления столь сложными задачами путем только государственного надзора («палочным» методом) невозможно, причем с реорганизацией данной структуры, эта функция вообще исчезла.

4. Мотивация и стимулирование энергосбережения и энергоэффективности даже не рассматривались. Либеральная логика «рынок во всем разберется» не сработала. В результате мероприятия по энергосбережению по умолчанию рассматривались как затратные мероприятия, а не как мероприятия позволяющие получать дополнительные выгоды, экономию и прибыль.

Очередным примером отсутствия системного подхода в реализации ФЦП явился реализуемый в настоящее время в масштабах всей страны так называемый «План ГОЭЛРО-2».

Утвержденная Правительством РФ генеральная схема размещения энергомощностей до 2020 года предусматривала только к 2011 году ввод дополнительных 41 ГВт электрических мощностей, которая полностью сорвана.

При этом вводимые мощности не были увязаны ни с территориальными потребностями, ни с вопросами развития инфраструктуры под эти объекты, ни с системой топливообеспечения (в частности газоснабжения), ни с возможностями существенного снижения потребности в топливе за счет комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, а также активизации в использовании возобновляемых источников энергии.

Известно, что возобновляемые источники энергии, которые в России получили название нетрадиционных – это солнечное излучение, энергия ветра, энергия малых рек и водотоков, приливов, волн, энергия биомассы (дрова, бытовые и сельскохозяйственные отходы, прочее), геотермальная энергия, а также рассеянная тепловая энергия (тепло земли, воздуха, воды океанов, морей и водоёмов).

Повсеместный переход на возобновляемые источники энергии не происходит лишь потому, что промышленность, машины, оборудование и быт людей на настоящий момент сориентированы на органическое топливо, а стоимость самих установок, использующих возобновляемые источники энергии очень высока. При этом использование некоторых видов возобновляемых источников энергии затрудненно из-за их непостоянства и низкой плотности энергии.
Понятно, что основное преимущество возобновляемых источников энергии – их неисчерпаемость и экологическая чистота. Их использование не изменяет энергетический баланс планеты. Эти качества и послужили в настоящее время причиной развития использования возобновляемой энергетики за рубежом и оптимистических прогнозов их развития в ближайшие десятилетия и в России.

Возобновляемые источники энергии в будущем будут играть значительную роль в решении трёх глобальных проблем обеспечения комфортности, стоящих перед человечеством – энергетика, экология, продовольствие.

Однако, на настоящий момент удельные капитальные вложения на единицу мощности при строительстве установок на возобновляемых источниках энергии (солнечное излучение, энергия ветра, энергия биомассы) в несколько раз больше, чем затраты на установки, использующие органическое топливо.

Вызвано это несовершенством конструкций устройств, значительной материалоемкостью, низким коэффициентом полезного действия, значительными капитальными вложениями и, при действующих ценах на первичные энергоносители, затраты на строительство установок с использованием возобновляемых источниках энергии практически не окупаются.

Поэтому государственная поддержка подобных проектов, давно практикуемая за рубежом, необходима, как с точки зрения вложений в будущее, так и в целях постепенного снижения техногенной нагрузки на природу в настоящее время и, при этом, позволит активизировать бизнес в части инвестирования средств в малую энергетику с использованием возобновляемых источников энергии.

>>наверх

4. Рекомендации по направлениям деятельности

1. Энергоаудит – обследование бытовых и мелкомоторных потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с целью установления показателей эффективности использования и выработки экономически обоснованных мер по снижению их потребления и затрат на энергообеспечение в ЖКХ и бюджетной сфере.

2. Формирование распределенных независимых систем (островов) энергообеспечения для небольших предприятий и фермерских хозяйств с широким использованием нетрадиционных источников энергии, причем данное направление планируется законодательно поддерживать за счет государственных субсидий.

3. Жилищно-коммунальный комплекс – Клондайк в части оказания инжиниринговых и консалтинговых услуг по упорядочению систем учета, внедрения современных технологий и рекомендаций передовых технологий по экономии и бережливому расходования энергии на бытовом уровне.

5. Реконструкция котельных в мини-ТЭЦ.

6. Автоматизация индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).

7. Прогрессивные методы контроля тепловых режимов центральных тепловых пунктов (ЦТП).

8. Системы инфракрасного и воздушного отопления.

9. Оконные технологии.

10. Конструктивные решения энергосберегающих зданий.

11. Эффективные утеплители в ограждающих конструкциях зданий.

12. Теплоэффективные стены зданий.

13. Освещение и многое другое.

Центр в содружестве с европейскими партнёрами предлагает разработку и реализацию совместных проектов по следующим направлениям:

  • Организация семинаров и учебных практикумов по изучению европейского опыта работ в области энергоэффективности с привлечением партнеров и экспертов Европейского Союза.
  • Разработка проектов совместного осуществления в рамках реализации Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов, поиск европейских партнёров для реализации проектов.
  • Подбор энергоэффективного оборудования и материалов для реализации проектов по эффективному использованию энергии.
  • Издательская деятельность и информационное обеспечение энергоэффективных проектов.

Центр окажет содействие:

  • В осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения, проведении курсов повышения квалификации Ваших специалистов.
  • В виде консультаций по организационным, нормативным, техническим и финансово-экономическим вопросам ресурсоэффективности и энергосбережения в промышленности, жилищно-коммунального хозяйстве, бюджетной сфере.
  • В информационной пропаганде достижений науки и техники в области энергетики и энергосбережения.

В 2008 году на базе Центра был организован Татарский ЦНТИ – филиал ФГУ «Объединение Росинформресурс» Министерства промышленности и энергетики России, который позволяет в области энергоресурсоэффективности:

  • осуществлять информационное обеспечение, организационную поддержку и консалтинг на всех этапах процесса коммерциализации технологий;
  • выбор наиболее рационального пути коммерциализации технологической продукции и технических идей, охраны интеллектуальной собственности, проведения переговоров, в том числе с иностранным партнером;
  • проведение исследований инновационных рынков и консалтинг в области высоких технологий; высокотехнологичной продукции и услуг;
  • подготовка обзоров о состоянии и перспективах отдельных областей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • поиск инновационных технологий/продуктов и партнеров в соответствии с запросами Заказчиков для повышения эффективности их бизнеса.
  • проведение экспертной оценки и технического аудита новых технологий и наукоемких продуктов, подготовка инновационных проектов и бизнес-планов.

>>наверх