Введите ПИН-код

Регистрация и учет налогоплательщиков

Как можно получить ИНН и что делать если вы его потеряли?

1. Каков порядок получения документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)?

2. Нужно ли менять ИНН (Свидетельство о постановке на учет) в случае изменения места жительства?

3. Как получить Свидетельство о постановке на учет в случаях порчи, утери ранее выданного Свидетельства?

4. Как быть, если у физического лица нет возможности лично обратиться в налоговый орган для получения ИНН?

1. Каков порядок получения документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)?

В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.

Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН).

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Документами, подтверждающими присвоение ИНН налогоплательщика являются:

* Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме № 2-1-Учет (Далее – Свидетельство);
* Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства» по форме № 2-3-Учет (Далее – Уведомление).

Срок постановки на учет физического лица и выдачи ему Свидетельства о постановке на учет – 5 дней со дня получения заявления налоговым органом.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

2. Нужно ли менять ИНН (Свидетельство о постановке на учет) в случае изменения места жительства?

Такой обязанности налоговое законодательство не предусматривает. Постановка на учет гражданина в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства.

В случае изменения места жительства гражданин вправе (по желанию) обратиться в налоговый орган за повторной выдачей Свидетельства.

Для этого надо обратиться в налоговый орган по новому месту жительства. При себе иметь следующие документы: паспорт и Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме № 2-1-Учет, выданное по прежнему месту жительства.

Присвоенный гражданину идентификационный номер (ИНН) сохраняется за ним в течение всей жизни и не изменяется в связи с изменением места жительства.

3. Как получить Свидетельство о постановке на учет в случаях порчи, утери ранее выданного Свидетельства?

В случаях порчи, утери ранее выданного Свидетельства гражданин вправе обратиться налоговый орган по месту жительства за повторной выдачей Свидетельства.

Повторная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты, осуществляется на платной основе. Размер платы составляет 200 рублей, за срочную выдачу указанного свидетельства – 400 рублей.

При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), оригинал платежного документа. Заполнить заявление по форме № 2-2-Учет. Срок выдачи повторного Свидетельства – в течение 5 дней со дня поступления заявления.

Гражданин также вправе обратиться в налоговый орган за получением Свидетельства повторно в случаях изменения приведенных в нем сведений (например, изменение ФИО).

В случае изменения ФИО дополнительно, с документами указанными выше, необходимо предоставить копию документа, подтверждающего указанные изменения (например, копия свидетельства о браке).

4. Как быть, если у физического лица нет возможности лично обратиться в налоговый орган для получения ИНН?

В случае невозможности личного обращения в налоговый орган по месту жительства физическое лицо вправе направить по почте (с уведомлением о вручении):

* заполненного заявления по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@;
* копии паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, и копии документа, подтверждающего в установленном законодательст-вом Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица в Российской Феде-рации (в случае, если копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе). Верность копии документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Кроме того, заявитель должен сообщить налоговому органу по месту жительства адрес для взаимодействия с ним, если он проживает не по адресу, указанному в заявлении.

Для получения бланка заявления по форме N 2-2-Учет, порядка заполнения данного заявления и уточнения адреса налогового органа по месту жительства заявителя можно обратиться в любой территориальный налоговый орган.

Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления указанного заявления с последующим направлением Свидетельства по почте с уведомлением о вручении.